###EUROремонт-2012 ###
Получив финал чемпионата Европы, Украина не знает, как им грамотно распорядиться
За зеленым забором возле киевского спорткомплекса «Олимпийский» медленно, но верно растет здание торгово-развлекательного комплекса. Уже построено четыре этажа. Сколько еще планируется — неизвестно. Обеспокоенные перспективой разобрать собственное строение, свои планы застройщики не афишируют. Но с каждым новым этажом растут и проблемы оргкомитета чемпионата Европы-2012. В УЕФА, который полгода назад отдал Украине и Польше финальную часть чемпионата, уже не рады своему решению. И дело даже не в торгово-развлекательном комплексе, закрывающем вопреки всем нормам безопасности выход с киевского стадиона, где должен состояться финальный матч. Просто, кроме проблемного здания, которое к 2012 году, скорее всего, придется сносить, в Украине еще мало что строится к чемпионату Европы.
БОРЬБА ЗА ФУТБОЛ
На главной спортивной арене страны, последняя реконструкция которой прошла девять лет назад — накануне поединка отборочного турнира к Евро-2000 Украина — Россия, возводятся сразу два спортивных объекта. Кроме проблемного здания возводится новая колоннада непосредственно перед входом во дворик «Олимпийского». Колонны, бывшие украшением стадиона, пришли в негодность. С Евро-2012 эта реконструкция никак не связана — устранить неполадки планировалось уже давно, так как были небезосновательные опасения, что в один прекрасный день колонны могут просто упасть.
Одновременно в Киеве понимают, что может рухнуть вся идея проведения чемпионата Европы в Украине и Польше. 18 апреля на заседании исполкома УЕФА было принято, как тогда громогласно заявлялось с самых высоких трибун, историческое для Восточной Европы решение: впервые финальный турнир Евро должен был пройти в двух восточноевропейских странах — Украине и Польше. За всеобщей эйфорией, захлестнувшей всех и вся и на разных уровнях, не виделось главного — ни одна из этих стран вообще не готова к проведению соревнований такого уровня.
Точнее, об этом знали все, но надежды на типично славянское «авось» совместно с громогласными заявлениями власть имущих сделали свое дело — первые несколько месяцев все жили с полной уверенностью, что все будет сделано в срок. Успели даже создать несколько оргкомитетов предстоящего Евро. Во главе с президентом страны, премьер-министром и собственно президентом федерации футбола. Реальность же оказалась несколько иной. И первые полгода «пятилетки ренессанса» в Украине — такое название с легкой руки Григория Суркиса получил предчемпионатовский период — прошли впустую.
Но украинской части оргкомитета Евро все сложнее откладывать непростые проблемы. Не решена даже первая из них: в каких городах пройдут матчи чемпионата Европы. На презентации украино-польской заявки было объявлено, что поединки первенства континента примут четыре украинских города — Киев, Львов, Донецк и Днепропетровск. В качестве резервных были заявлены Харьков и Одесса.
Выбор на самом деле простой. Киев — столица страны, которая, как тогда казалось, не может обойтись без столь значимого праздника. Да и в Европе в таком случае украинцев бы не поняли. Львов — мало того, что находится на границе с Польшей, так уже давно и по праву стал украинской туристической Меккой. Донецк и Днепропетровск, — а точнее, владельцы «Шахтера» и «Днепра» — Ринат Ахметов и Игорь Коломойский — строят новые суперсовременные арены (пожалуй, один из самых весомых украинских аргументов при представлении заявки Украины и Польши). Харьков и Одесса — города-миллионники с достаточно развитой инфраструктурой.
Но вмешались непредвиденные обстоятельства. По неофициальным данным, группа харьковских бизнесменов обратилась в мэрию Львова с просьбой продать им за 100 миллионов долларов право провести матчи чемпионата Европы. А тут еще некстати в городе Львове разгорелся скандал по поводу выделенной под строительство нового стадиона земли. Как оказалось, у 25 гектаров земли, на которой планировалось возвести суперсовременный стадион, гостиницы, паркинги, рестораны, торгово-развлекательные центры и, как у нас принято, жилые дома, уже есть хозяин — компания «Львовский Зеленбуд» (Зеленстрой), которая пользуется отведенной землей аж с 1968 года. И, понятное дело, не желает упускать столь прибыльное дело.
«Мы не против строительства стадиона, — говорил председатель правления компании Владимир Муштук. — Но и нам от этого должна быть какая-то польза. Например, чтобы оставшуюся землю нам отдали в долгосрочную аренду. Надо понимать, что дерево растет как минимум 10 лет».
Так что участившиеся в последнее время заявления представителей властей Харькова о возможном проведении в их городе матчей Евро уже не выглядят утопией.
КИЕВ — БЕЗ ФИНАЛА?
Да что там Львов! Киев может остаться без финала. Непрекращающаяся тяжба между коммерческой компанией, ведущей строительство торгово-развлекательного комплекса возле главной спортивной арены страны — НСК «Олимпийский», продолжается уже не один год. И президент, и премьер своими указами призывали прекратить строительство, но дальше разговоров дело не пошло. Как не помогло и гневное обращение к украинским властям президента УЕФА Мишеля Платини, прямо заявившего, что в таких условиях не то что финал Евро, а рядовой матч отборочного цикла проводить нельзя.
А дело все в том, что из-за строительства закрыты не только подъездные пути к стадиону, но и эвакуационные выходы. И в случае экстремальной ситуации не избежать жертв. Сборная Украины уже четыре года проводит поединки на полупустом «Олимпийском». И даже на матч с чемпионами мира — итальянцами разрешили продавать только половину билетов. Ну и стоили они соответственно — от 50 до 500 гривен (от 10 до 100 долларов).
«Если эта вакханалия со стройкой не закончится в ближайшее время, Киев может остаться без финала чемпионата Европы, — грустно резюмирует вице-президент Федерации футбола Украины Борис Воскресенский. — Да, у нас будет запасной, хотя точнее сказать крайний, вариант — провести решающий матч чемпионата Европы в Донецке. Но, повторюсь, это самый-самый крайний случай. Надеюсь, что здравый смысл все-таки восторжествует».
А пока словно в насмешку над тем самым здравым смыслом перед «Олимпийским» вовсю идут строительные работы. И на последнем матче «Динамо» в Лиге чемпионов башенные краны у стадиона только усиливали гнетущее впечатление от безрадостных будней украинского футбола.
ДОНЕЦК — ПОЧТИ СТОПРОЦЕНТНАЯ ГОТОВНОСТЬ
А вот кого мало волнуют всякие стройки, так это президента «Шахтера» Рината Ахметова. Его клуб планомерно возводит новую пятизвездочную арену, которая должна стать лучшей в стране. Правда, по словам того же Ахметова, первоначальную смету в 250 миллионов долларов пришлось пересмотреть в сторону увеличения. К слову, не в последнюю очередь из-за увеличения вместимости. Первоначально планировалось, что новый стадион будет рассчитан на 30—40 тысяч зрителей, однако затем его решили увеличить до 50. Злые языки поговаривают, не в последнюю очередь из-за той самой стройки перед главной спортивной ареной страны. Ведь по требованиям УЕФА финал Евро должен проходить на стадионе, вмещающем не меньше 50 тысяч зрителей. А арены в Днепропетровске и Львове рассчитаны на 30—40 тысяч зрителей.
Впрочем, это дела пусть и не такого далекого, но все же будущего. А пока Ринат Ахметов объявил конкурс на разработку дизайна парковой зоны вокруг стадиона и взял на себя ответственность лично контролировать разработку и строительство ландшафтного парка. Деньги для обустройства «зеленой зоны» Ахметов выделит отдельно.
Но стадионы — это только полдела. Дефицит в 80 тысяч гостиничных номеров, которых, только по предварительным подсчетам, не хватает украинским городам на время чемпионата Европы, тоже беспокоит организаторов. Требования УЕФА — очень серьезные. К примеру, только в Киеве для нужд команд-участниц необходимо выделить 16 (!) четырех-пятизвездочных отелей, как минимум, на 60 номеров каждый. Пока в столице таких гостиниц всего три.
Шесть фешенебельных отелей должен построить Донецк, по четыре — остальные города, принимающие первенство континента. Добавьте сюда номера для VIP-гостей турнира, болельщиков, журналистов — и картина вырисовывается совсем не радужная. Особенно в свете цен на землю в больших городах. Плюс еще нужно найти инвесторов, согласных вложить деньги в украинскую экономику. Что, впрочем, не мешает президенту Украины Виктору Ющенко заявлять о том, что страна на самом высоком уровне проведет столь значимый футбольный форум: «Организация настоящего футбольного праздника для миллионов болельщиков является делом чести для нашей страны».
Есть еще проблема аэропортов: ни один из существующих в стране не отвечает европейским стандартам. Нет в стране нормальных дорог, непонятна ситуация с общественным транспортом — его катастрофически не хватает, а тот, что есть, внушает только ужас.
ЯЗЫК — ДРУГ МОЙ
Для улучшения транспортной инфраструктуры к проведению Евро-2012 Украине нужно приблизительно 15—20 миллиардов долларов США. Об этом заявил министр транспорта и связи Украины Николай Рудьковский: «До 2010 года мы сможем улучшить инфраструктуру вокруг тех городов, где будут проходить матчи. До 2012 года намереваемся построить стратегический автобан от Львова до Донецка, который свяжет Львов, Днепропетровск, Донецк, — для того чтобы те города, где будут проводиться соревнования, были связаны современными европейскими автобанами».
Судя по всему, чересчур оптимистичный прогноз нам дал генеральный директор Национальной туристической организации Украины Виктор Безверхний, к слову, первый президент ФК «Динамо» Киев (именно его на посту президента «Динамо» в свое время сменил Григорий Суркис). «Обратной дороги у нас теперь нет, — замечает Безверхний. — Нужно выполнять взятые на себя обязательства. Надеюсь, что данное решение станет импульсом для развития туристического бизнеса в Украине. Работы — непочатый край. Например, сейчас я еду из Ровно в Житомир. По украинским меркам дорога неплохая. Но по европейским стандартам трасса — никудышная. А ведь построить автобаны — это еще далеко не все. Возле них должны быть возведены сотни комфортабельных кемпингов и ресторанчиков, тысячи туалетов. В государственном бюджете на все это денег не хватит. Поэтому потребуется провести определенную работу по привлечению многомиллионных инвестиций. Благо перспективы принять в Украине сотни тысяч туристов позволяют надеяться на активность инвесторов».
Зато в стране активно возьмутся за изучение иностранных языков. Только Киев из городского бюджета на эти цели планирует потратить 11 миллионов гривен (чуть более 2 миллионов долларов). А в этой программе примут участие 20 тысяч жителей столицы — волонтеры, милиционеры, работники метрополитена, врачи «скорой помощи» и так далее.
Более того, в бюджет на 2008 год уже заложено 3 миллиарда гривен (около 600 миллионов долларов) для подготовки к Евро-2012. А до конца этого года правительство должно утвердить программу по финансированию подготовки к чемпионату. Вот только пока неизвестно, какое правительство будет этим заниматься. В Украине только недавно прошли парламентские выборы, а именно нестабильную политическую ситуацию в стране частенько называли главным тормозящим процессом в ходе подготовки к Евро.
Пока никого сложившаяся ситуация особо не беспокоит. Отчасти из-за известной привычки «долго запрягать, но быстро ехать». Отчасти из-за веры в организаторский талант президента ФФУ Григория Суркиса, не только практически в одиночку пролоббировавшего для Украины и Польши Евро, но и показавшего себя неплохим хозяйственником: например, украинский Дом футбола, аналогов которому нет в Европе, а может быть, и в мире, был построен им всего за полтора года. Отчасти из-за примера Португалии — страны, которая сумела справиться со всеми организационными «негараздамы» за пару лет.
Именно на португальское чудо уповают украинские власть имущие, в последние полтора года озадаченные борьбой за власть. А еще — на хорошо всем известное «авось». Да и действительно времени до «часа икс» еще хватает. Пока хватает…
Артем СТИГНОВСКИЙ